«Доверять нельзя проверять. Смещение акцентов контрольно-надзорной деятельности».

19.10.2018 13:52

Уполномоченные из двенадцати регионов России приняли участие в круглом столе, посвященном реформе контрольно-надзорной деятельности, который прошел в рамках работы III Дальневосточного Форума предпринимателей. Кроме субъектов ДФО поделились своей практикой Ленинградская, Ярославская, Новгородская области, Забайкальский и Алтайский край, Республика Дагестан. Модератором круглого стола выступил Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае Олег Герасимов.

С 2016 года в России запущена реформа контрольно-надзорной деятельности, направленная на устранение излишнего давления на бизнес со стороны контролеров. О ходе реформы рассказал начальник главного контрольного управления Евгений Королев.

Участники круглого стола озвучили системные проблемы, основанные на многочисленных примерах. Системность же проблемы говорит о том, что необходимо не точечное ее устранение, а уже принятие более глобальных мер, таких как внесение изменений в действующее законодательство.

По мнению экспертов и предпринимателей реформа контрольно-надзорной деятельности реализована не в полной мере. В ходе работы круглого стола предприниматели обозначили ряд проблем, с которыми сталкивались в связи с излишней активностью и давлением со стороны контрольных органов. Так, по их мнению, основной целью контролера до сих пор остается наказать и оштрафовать, в то время как реформа направлена на предотвращение и профилактику правонарушений. С 1 января 2019 года прекращают свое действие «надзорные каникулы», освобождающие малый бизнес от проверок на 3 года. Одним из предложений прозвучало продлить сроки «надзорных каникул», исключая сферы высокого риска, до достижения более эффективной системы контроля и надзора.

Анна Оздровская, директор Юридической компании ЮриКом и эксперт ProBono Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае привела примеры по обращениям предпринимателей, в которых контролирующие органы действуют за рамками разумного и ведут не только к убыткам предприятий, но и зачастую к полной его несостоятельности.

Несмотря на, казалось бы, существенное снижение количества плановых проверок, а кое-где и их отмену, значительно возросло количество оснований для проведения внеплановых проверочных мероприятий: это и проверки по требованию органов прокуратуры, и рейдовые проверки, и использование индикаторов риска нарушения обязательных требований, которые сами по себе не являются доказательством нарушения, но свидетельствуют о высокой вероятности его совершения, и контрольная закупка. Кроме того, весьма популярными остаются проверки «по заявлениям граждан». С целью исключения анонимных обращений уполномоченными предложено предусмотреть в законодательстве обращение в государственные и муниципальные органы с жалобами только через портал государственных услуг Российской Федерации или многофункциональные центры.

Бизнес-омбудсмен Забайкальского края Виктория Бессонова отметила, что закрепленное законодательством право предпринимателя привлечь Уполномоченного к участию в проверке нуждается в наполнении содержанием в различных нормативных актах – необходимо закрепление статуса бизнес-омбудсмена как участника процесса по таким категориям дел в процессуальных кодексах. Иначе представленная бизнесу возможность получить гарантированную государством помощь в недопущении нарушения прав и законных интересов представляется весьма ограниченной. Нужны дополнения кодекса об административных правонарушениях, гражданского процессуального, арбитражно-процессуального, кодекса административного судопроизводства.

В завершении круглого стола Олег Герасимов отметил: «Мы понимаем, что реформа контрольно-надзорной деятельности не завершена. Поступают предложения от предпринимателей, которые дают конкретные кейсы, рассказывают о ситуациях, в которые они попадают. Теперь нужно время, чтобы рассмотреть их, проработать и предложить варианты решения. Уверен, что подобные форумы – один из самых эффективных инструментов решения проблем бизнеса. Одного предпринимателя услышать тяжело. Поэтому нам необходимо встречаться, формулировать вопросы, выносить их, как мнение региона, на федеральный уровень».

Прилагаемые документы: