Прокурор разъясняет

 

Прокуратура Хабаровского края разъясняет: «О налоговых льготах резидентам ТОСЭР»

В настоящее время на территории Хабаровского края созданы три территории опережающего социально - экономического развития (далее – ТОСЭР): ТОР «Хабаровск», ТОР «Комсомольск» и ТОР «Николаевск», деятельность на которых осуществляют 70 резидентов. 

На ТОСЭР действует особый правовой режим, который заключается, в том числе, в предоставлении резидентам налоговые льгот.

Резиденты Хабаровского края освобождены от уплаты налога на имущество и налога прибыль в течение первых пяти лет деятельности, в последующие пять лет к организациям-резидентам при расчете указанных налогов  также применяются пониженные налоговые ставки (0,5% по налогу на имущество, 2% в федеральный бюджет и 10% в региональный бюджет по налогу на прибыль). Ставка социальных отчислений для резидентов ТОСЭР также понижена и составляет 7,6% на первые 10 лет деятельности. 

Для получения льгот по налогу на прибыль организация - резидент ТОСЭР, должна соответствовать требованиям и условиям, установленным ст. 284.4 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) для этой категории налогоплательщиков. 

Одним из требований, предъявляемых к налогоплательщику - резиденту ТОСЭР в целях применения пониженной ставки налога на прибыль организаций, относится, в частности, условие, что такая организация не может иметь в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами ТОСЭР.

В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ для целей законодательства о налогах и сборах определено понятие «обособленное подразделение организации», которое используется в значении любого территориально обособленного от организации подразделения, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Применение резидентами ТОСЭР пониженных налоговых ставок по налогу на имущество возможно при соблюдении условий, определенных в ст. 2 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае», включающих следующее:  имущество должно быть создано (приобретено) в рамках реализации бизнес-плана, прилагаемого к заявке на заключение соглашения, и принято на учет в качестве объектов основных средств после дня включения организации в реестр резидентов ТОСЭР; имущество ранее не учитывалось на балансе в качестве объектов основных средств иными лицами; имущество используется для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности на ТОСЭР  и расположено на ТОСЭР. 

Ставка социальных отчислений для резидентов ТОСЭР также понижена и составляет 7,6% на первые 10 лет деятельности, однако, согласно требований п. 10.1 ст. 427 НК РФ пониженные тарифы могут применятся исключительно к выплатам сотрудникам, которые трудятся на новых рабочих местах. 

Согласно п. 10.1 ст. 427 НК РФ под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР при исполнении резидентского соглашения об осуществлении деятельности. При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.

 
Прокуратура Хабаровского края разъясняет: «Понятие совместной собственности супругов».

По общему правилу имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества (пункт 1 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации).

К общему имуществу супругов согласно части 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

При этом в соответствии с частью 3 указанной статьи право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Установление иного режима совместной собственности супругов возможно при заключении брачного договора.

Так, в соответствии со статьей 40 Семейного кодекса Российской Федерации лица, вступающие в брак, а также супруги, вправе заключить соглашение – брачный договор – определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Имеется и исключение из общего правила режима совместной собственности супругов, которое оговорено в статье 36 Семейного кодекса Российской Федерации. В частности не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак, полученное в дар или в порядке наследования, вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, а также право на результат интеллектуальной деятельности, созданный другим супругом.

 

Оформлении долей в праве общей собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала.

Порядок приобретения жилых помещений с использованием средств материнского (семейного) капитала регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон № 256-ФЗ).

В силу части 4 статьи 10 Закона № 256-ФЗ жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

Таким образом, специально регулирующим соответствующие отношения Законом № 256-ФЗ определен круг субъектов, в чью собственность поступает жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, и установлен вид собственности (общая долевая), возникающей у них на приобретенное жилье.

Следовательно, приобретение жилого помещения с использованием средств материнского капитала обязывает лиц, использующих данные средства, оформить имущественные права членов семьи владельца сертификата, в том числе несовершеннолетних детей, на указанную недвижимость.

Сроки исполнения названной обязанности по оформлению в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга и детей с определением размера долей в праве собственности на недвижимость определены в п.15(1) постановления Правительства РФ от 12.12.2007 № 862 (ред. от 19.10.2020) "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" и составляют 6 месяцев с момента перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского капитала продавцу, снятия обременения с жилого помещения, ввода в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства и т.д.

В случае неисполнения родителями (одним из родителей) возложенной законом обязанности права детей на имущество, приобретенное за счет средств материнского капитала, могут быть восстановлены судом как по иску одного из родителей, так и по иску прокурора.

Однако наиболее часто в судебной практике возникает вопрос раздела бывшими супругами жилого помещения, приобретенного с использованием средств материнского (семейного) капитала.

Раздел жилого помещения, приобретенного с использованием средств материнского капитала, без учета интересов детей, имеющих наряду с родителями право на такое жилое помещение, невозможен и в том случае, если родители не оформили в установленном законом порядке на детей право собственности.

Суды, рассматривая подобные споры о разделе совместно нажитого имущества между бывшими супругами руководствуются принципом соответствия долей в зависимости от объема собственных средств, вложенных в покупку жилья родителями (в том числе средств, принадлежащих каждому из родителей, не являющихся совместно нажитыми), а также средств материнского капитала. Доли в праве на спорное жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств материнского капитала, определяются исходя из равенства долей родителей и детей только на средства материнского капитала, а не на все средства, за счет которых было построено жилое помещение. Соответственно, доли детей в общем имуществе определяются пропорционально их доле в материнском капитале.

Что может быть проиллюстрировано следующим примером. Так, квартира была приобретена супругами по договору купли-продажи по цене 1 500 000 руб., с частичным погашением кредита и процентов за счет средств материнского (семейного) капитала в сумме 347 141, 03 руб. Доли в общей собственности на квартиру распределены судом, исходя из равных долей родителей и двух детей на материнский (семейный) капитал (347 141 руб.) - по 1/4 доле каждому, и по 1/2 доле супругов на оставшуюся часть оплаченных за квартиру средств в сумме 1 152 858 руб. (1 500 000 – 347 141), в связи с чем в идеальном выражении судом определены доли в праве общей совместной собственности на квартиру за каждым супругом по - 221/500,  за детьми по - 29/500.

 

Прокуратура Хабаровского края разъясняет:

«Судебный штраф, как новый вид освобождения от уголовной ответственности».

Судебный штраф – это денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении от уголовной ответственности.

Условия назначения судебного штрафа (статья 76.2 УК РФ):

1) преступление должно быть совершено лицом впервые, это значит, что лицо,

а) совершившее одно или несколько преступлений, ни за одно, из которых ранее не было осуждено;

б) предыдущий приговор, в отношении которого на момент совершения нового преступления не вступил в законную силу;

в) предыдущий приговор в отношении которого на момент совершения нового преступления  вступил в законную силу, но ко времени его совершения имело место одно из обстоятельств, аннулирующих правовые последствия привлечения лица к уголовной ответственности (например, освобождение лица от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности исполнения предыдущего обвинительного приговора, снятие или погашение судимости);

г) предыдущий приговор в отношении которого вступил в законную силу, но на момент судебного разбирательства устранена преступность деяния, за которое лицо было осуждено;

д) которое ранее было освобождено от уголовной ответственности.

2) совершенное преступление должно относиться к категории небольшой или средней тяжести.

Преступления, относящиеся к категории небольшой тяжести - это умышленные и неосторожные деяния, максимальное наказание за совершение которых не превышает трех лет. 

Преступления, относящиеся к категории средней тяжести - это умышленные деяния, максимальное наказание за совершение которых не превышает пяти лет, и неосторожные деяния, максимальное наказание за совершение которых превышает три года.  

3) причиненный преступлением ущерб должен быть возмещен или вред заглажен иным образом.

Под заглаживанием вреда понимается имущественная, в том числе денежная, компенсация морального вреда, оказание какой-либо помощи потерпевшему, принесение ему извинений, а также принятие иных мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления прав потерпевшего, законных интересов личности, общества и государства.

Возмещение ущерба или иное заглаживание причиненного преступлением вреда может производиться не только непосредственно самим лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами, например, родственниками, законным представителем несовершеннолетнего и т.д.

В любом случае способы возмещения ущерба или иного заглаживания причиненного преступлением вреда должны носить законный характер и не ущемлять права третьих лиц.

Обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего преступление, возместить ущерб или загладить вред в будущем не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности.

Порядок назначения судебного штрафа регулируется требованиями статей 446.1-446.3 УПК РФ.

При соблюдении условий для назначения судебного штрафа следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести и назначении этому лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Ходатайство вместе с материалами уголовного дела направляется в суд, который рассматривает ходатайство в срок не позднее 10 суток со дня его поступления с обязательным участием подозреваемого или обвиняемого, защитника, если последний участвует в уголовном деле, потерпевшего и (или) его законного представителя, представителя, прокурора.

Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев неявки лица, в отношении которого рассматривается вопрос о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.

По результатам рассмотрения ходатайства суд вправе вынести одно из следующих решений:

- об удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа. В этом случае суд выносит решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и о назначении подсудимому меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, в котором указывает размер судебного штрафа, порядок и срок его уплаты.

- об отказе в удовлетворении такого ходатайства с возвращением материалов уголовного дела руководителю следственного органа или прокурору для дальнейшего производства по делу.

Лицо, в отношении которого принято решение о прекращении уголовного дела и о назначении судебного штрафа обязано предоставить судебному приставу-исполнителю в течение 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа сведения об его уплате.

В случае неуплаты лицом судебного штрафа, суд по представлению судебного пристава-исполнителя отменяет постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа и направляет материалы руководителю следственного органа или прокурору. Дальнейшее производство по уголовному делу осуществляется в общем порядке (статья 446.5 УПК РФ).

 

В какой срок  регистрируется обращение, принятое на личном приеме?

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном частью 2 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в силу которой письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

 

Кто  подписывает ответ на обращение?

В силу требований части 3 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение подписывает руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо, определяемое руководителем данного органа.

 

Установлена ли ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращения?

Согласно статье 15 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Так, нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция за данное административное правонарушение установлена в виде штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Кроме того, руководитель вправе привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной ответственности.

 

Чем отличается жалоба от заявления?

Определения жалобы и заявления закреплены в статье 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в силу которой под термином  «заявление» пронимается просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. В свою очередь «жалоба» это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

 

Какой порядок установлен, в условиях ухудшения ситуации при распространении коронавирусной инфекции, по переоформлению и продлению лицензий и иных разрешительных документов? Установлены ли ограничения по государственному контролю (надзору) по проверке лицензиатов?

Разъясняем, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (далее – Постановление № 440) установлено продление срочных лицензий и иных разрешений по перечню срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 г. и действие которых продлевается на 12 месяцев.

При наступлении срока подтверждения соответствия юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, предусматривающим переоформление разрешения или периодическое подтверждение соответствия (компетентности), повторную аккредитацию, переаттестацию, повторную сертификацию, повторную экспертизу, с учетом специфики сферы общественных отношений, в которой действует разрешение, уполномоченным органом принимается решение о переносе сроков прохождения данных процедур на период до 12 месяцев.

В случае истечения срока очередного подтверждения соответствия юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, предусматривающим переоформление разрешения или периодическое подтверждение соответствия (компетентности), переаттестацию, повторную сертификацию, повторную экспертизу, считается пройденным.

Срок следующего прохождения указанной процедуры определяется в соответствии с регулирующим его нормативным правовым актом, разрешение в данный период считается действующим.

Постановлением № 440 введен ряд ограничений для органов государственного контроля (надзора) в сфере лицензионной деятельности.

Так, выездные проверки соискателей лицензии, лицензиатов, проведение которых является обязательным в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также выездные проверочные мероприятия, необходимые для получения, переоформления, продления действия разрешений, проводятся только посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видео-конференц-связи.

В исключительных случаях, когда установление соответствия соискателей лицензии, лицензиатов лицензионным требованиям посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видео-конференц-связи невозможно, допускается выезд должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на предоставление лицензии в отношении: эксплуатации

взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I и II классов опасности; деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (на опасные производственные объекты I и II классов опасности); деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.

Какой порядок установлен для получения субсидии из федерального бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства на выплату заработной платы в условиях ухудшения ситуации при распространении коронавирусной инфекции?

Разъясняем, что Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576).

Субсидия на сохранение занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 года, предусмотрена для субъектов предпринимательства, включенным, по состоянию на 01.03.2020, в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей на 01.03.2020.

Реестр субъектов предпринимательства для перечисления субсидий формируется Федеральной налоговой службой.

Для включения в реестр, субъектам предпринимательства требуется: направить в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявление в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления; числиться в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на 01.03.2020; осуществлять деятельность по отрасли российской экономики, предусмотренной для получения субсидии (перечень утверждается Правительством Российской Федерации); не находится в процессе ликвидации, процедуре банкротства, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц; не иметь недоимки по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающим 3 000 руб., на 01.03.2020; подтвердить, что количество работников в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90% от количества работников в марте 2020 года.

Количество работников определяется Федеральной налоговой службой на основании данных Пенсионного фонда Российской Федерации из формы «Сведения о застрахованных лицах», представляемой предпринимателями.

Размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 01.01.2020, составляющей 12130 рублей: на количество работников в марте 2020 - в отношении организаций; на количество работников в марте 2020, увеличенное на единицу - в отношении индивидуальных предпринимателей.

Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен вышеуказанной величине минимального размера оплаты труда.

Заявление в налоговый орган, для получения субсидии за апрель 2020 года, направляется с 1 мая до 1 июня 2020 года; за май 2020 года – с 1 июня до 1 июля 2020 года.

Информация о ходе рассмотрения заявлений на получение субсидии размещается на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети «Интернет».

Основания для отказа налогового органа является: отрицательный результат проверки заявления предпринимателя по полноте, правильности и достоверности сведений, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе; нарушение срока подачи заявления.

Сообщение об отказе в предоставлении субсидии формируется и направляется предпринимателю через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия.

При отсутствии оснований для отказа, Федеральной налоговой службой, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, рассчитывается размер субсидии, формируется реестр, который далее направляется в Федеральное казначейство.

Перечисление субсидии субъектам предпринимательства осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра от Федеральной налоговой службы.

Федеральная налоговая служба уведомляет предпринимателей о факте перечисления субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления.

Могут ли органы прокуратуры приступить к проведению прокурорской проверки в случае направления решения о проведении проверки на юридический адрес организации, если руководитель или иной законный представить юридического лица не осуществляют деятельность по данному адресу и не получают почтовые отправления?

Разъясняем, что согласно ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры проводят проверки на основании решений о проведении проверки.

Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.

При отсутствии возможности вручения решения о проведении проверки лично руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации), решение о проведении проверки направляется по почтовому адресу организации, указанному в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

Части 2, 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляют, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). В ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Ссылки организаций (органов) на неполучение решения о проведении проверки ввиду их фактического нахождения по иным адресам, а не по юридическому адресу являются несостоятельными, данный вывод подтверждается, в том числе, судебной практикой (постановление Пленума Верховного Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

Таким образом, в случае отсутствия у органа прокуратуры возможности личного вручения руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации) решения о проведении проверки, данное решение направляется на юридический адрес организации, указанный в ЕГРЮЛ. При этом, в случае отсутствия организации или лица, уполномоченного на получение почтовых отправлений по юридическому адресу, корреспонденция считается доставленной и полученной, следовательно, у органов прокуратуры наступают юридические основания для начала проведения проверки.

Могут ли оштрафовать должностное лицо общества с ограниченной ответственностью за неисполнение предписания органа контроля (надзора), выданное именно на общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо?

Разъясняем, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статья 19.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль.

Субъектами административной ответственности, установленной ст. 19.5 КоАП РФ, являются граждане, должностные и юридические лица.

Частью 3 ст. 2.1 КоАП РФ, в том числе определено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Из совокупности данных норм следует, что к административной ответственности, предусмотренной указанной статьей, может быть привлечено как юридическое лицо, так и его руководитель, в том числе и в случае, когда предписание выдано только на имя юридического лица.

Какие особенности установлены в отношении резидентов территорий опережающего социально-экономического развития при осуществлении государственного (муниципального) контроле (надзора)?

Разъясняем, что ст. 24 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» определяет особенности осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора) в отношении юридических лиц, получивших статус резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) с применением, положений Федерального закона      от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Плановые проверки в рамках осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора) проводятся контролирующими органами в виде совместных проверок.

Плановые и внеплановые проверки проводятся после согласования с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Срок проведения плановой проверки составляет не более 15 рабочих дней с даты начала ее проведения, при внеплановой проверке 5 рабочих дней, для субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 40 часов и 10 часов для микропредприятия в год.

 

 

                                           

 

Прилагаемые документы:

Информация для предпринимателей:
Резиденты ТОСЭР, СПВ: порядок приобритения статуса, преференции и льготы
Памятки:
Памятка 1 "Что нужно знать о коррупции"
Памятка 2 "Что нужно знать о коррупции"
Бесплатная юридическая помощь
При проведении проверок
Школьник и закон (проведение ЕГЭ)
Защита прав подрядчика
Об ограничении курения табака
Нарушение природоохранного законодательства
Подставные фирмы
Невыплата заработной платы
О профилактике и предупреждении правонарушений
О прокуратуре
Порядок действий при террористическом акте
Памятка о заключении трудового договора с несовершеннолетними.
Буклет "Дальневосточный гектар"
Буклет "Уволился-сообщи"
Буклет "Как обжаловать решение суда"
Буклет "Куда обратиться с жалобой по социальным вопросам"
Буклет "Куда обратиться с заявлением о пресутплении"
Буклет "Противодействие мошенничеству в ИТТ"
Буклет "Участие юрлиц в ГОЗ"
Буклет "Изучи закон, прежде чем идешь на митинг"
Листовка "Кража в магазине"
Листовка "Ответственность за хулиганство"
Листовка "Последствия судимости"
Телефонные мошенничества
Буклет "Телефонные мошенники с Правительством края"