Прокурор разъясняет

Исключение полномочий на проведение проверок

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление муниципального жилищного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно ч. 3 ст. 14 вышеуказанного закона законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Во исполнение ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ в Хабаровском крае действует Закон Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения», статьей 1 которого за сельскими поселениями закреплялись полномочия в сфере муниципального жилищного контроля (п. 6 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ).

Однако, 01.04.2019 вступила в силу ст. 2 Закона Хабаровского края от 27.03.2019 № 403 «О внесении изменений в статью 10 Закона Хабаровского края «О Законодательной Думе Хабаровского края» и статью 1 Закона Хабаровского края «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения», во исполнение которой у сельских поселений исключены полномочия по осуществлению муниципального жилищного контроля.

Таким образом, с 01.04.2019 сельские поселения не наделены полномочиями по организации и проведению проверок в сфере муниципального жилищного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данные полномочия закреплены только за городскими округами, поселениями, муниципальными районами.

 

Особенности проведения плановых проверок субъектов малого бизнеса в 2019 году

05.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»», согласно которому регулируются особенности организации и проведения в 2019 - 2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства.

Так, плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, за исключением предпринимателей, проверки которых устанавливаться другими федеральными законами.

Проведение плановой проверки в 2019 году с нарушением вышеуказанных требований является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки и привлечение к административной ответственности.

Проведение плановой проверки в отношении субъекта малого предпринимательства, при возможности у органа контроля (надзора) к исключению данной проверки из плана проверок на 2019 год, образует состав административного правонарушения по статье 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - «Самоуправство».

Ввиду того, что Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодный сводный план проведения плановых проверок на 2019 год сформирован 31.12.2018 и размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет», до вступления в силу изменений требований к проведению плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, то во избежание нарушения требований законодательства, органам контроля (надзора) необходимо через единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства проверить свой утвержденный план проверок на 2019 год для установления наличия у проверяемых лиц статуса малого бизнеса.

При выявлении, что в сводный план включена проверка субъекта малого предпринимательства, орган контроля (надзора) должен обратиться в органы прокуратуры с заявлением об исключении плановой проверки из сводного плана проверок, по форме установленной законодательством.

Субъекты малого предпринимательства также наделены правом обратиться в орган контроля (надзора) с заявлением о наличии у них прав на исключение из сводного плана проверок на 2019 год. При получении данных

заявлений органы контроля (надзора) формируют заявление в органы прокуратуры для исключения из их плана плановых проверок на 2019 год данного субъекта предпринимательства.

 

О профилактике и предупреждении правонарушений

В целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности  в Российской Федерации и снижения нагрузки на представителей бизнес-сообщества Советом при Президенте  Российской Федерации по стратегическому  развитию и приоритетным проектам 21.12.2016 утверждена  Программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (далее – Программа),  сроком действия до 2025 года.

Одним  из приоритетных направлений Программы является профилактика и предупреждение правонарушений.

В рамках запланированных преобразований с 1 января 2017 г. вступили в силу ряд изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Прежде всего, изменилось и само определение понятия  государственного контроля (надзора). Законодатель включил в него деятельность по проведению мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

С целью обеспечения реализации положений о профилактике нарушений со стороны субъектов предпринимательской деятельности Федеральный закон № 294-ФЗ дополнен ст. 8.2, посвященной полномочиям органов контроля и надзора в сфере предупреждения правонарушений. К таким полномочиям отнесены:

1) размещение на официальных сайтах в сети Интернет перечней нормативных правовых актов, а также их текстов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

2) информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами;

3) обеспечение регулярного (не реже одного раза в год) обобщения практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети Интернет соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений;

4) выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Порядок составления и направления предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определены Правительством Российской Федерации в Постановлении от 10 февраля 2017 г. № 166.

В соответствии с данным Постановлением орган государственного контроля (надзора) объявляет предостережение в следующих случаях:

когда имеется информация о готовящихся нарушениях либо признаках нарушений обязательных требований. Такая информация может быть получена как при рассмотрении обращений, так и в ходе профилактических мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;

когда отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан либо создало такую угрозу;

когда юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих обязательных требований.

Какие-либо меры ответственности за неисполнение предостережения законодательно не предусмотрены. Однако неисполнение предостережения является основанием для назначения органом контроля (надзора) внеплановой проверки.

В рамках реализации мероприятий  Программы  также предполагается, что начиная с 2017 года ежеквартально будет проводится анализ контрольно-надзорных мероприятий отдельного органа контроля (надзора) с участием представителей предпринимательства, иных контрольно-надзорных органов, средств массовой информации. Для этого будут проводится  публичные обсуждения результатов правоприменительной практики органа  государственного контроля (надзора), как в центральном аппарате госоргана, так и в его территориальных подразделениях.

Публичные слушанья проводятся с целью разъяснения хозяйствующим субъектам типовых и массовых нарушений обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению, а также разъяснения обязательных требований нормативных правовых актов.

Учитывая значимость профилактического направления реформы контрольно-надзорной деятельности, а также его влияние на качественное информирование представителей предпринимательского сообщества, и как следствие, снижение количества совершаемых ими правонарушений, соблюдение законодательства  в сфере профилактики и предупреждения правонарушений является одним из основных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры в сфере соблюдения законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, и предполагает проведение проверочных мероприятий в данной сфере правоотношений на системной основе.

 

Прилагаемые документы:

Памятки:
Памятка 1 "Что нужно знать о коррупции"
Памятка 2 "Что нужно знать о коррупции"
Бесплатная юридическая помощь
При проведении проверок
Школьник и закон (проведение ЕГЭ)
Защита прав подрядчика
Об ограничении курения табака
Нарушение природоохранного законодательства
Подставные фирмы
Невыплата заработной платы
О профилактике и предупреждении правонарушений
О прокуратуре