ПОЧЕМУ НЕ АКТИВНО РАСТЁТ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ МАЛЫЙ БИЗНЕС

02.05.2017 16:42

На 60 тысяч малых предприятий в Хабаровском крае всего 140 средних. Почему такое соотношение? Малые не хотят становиться большими или не могут? С одной стороны, быть малым предприятием действительно выгодно. Не надо платить НДС и иные серьёзные налоги и отчисления, нет такого пристального внимания со стороны контролирующих органов и инспекций. Поэтому предприниматели иной раз специально стараются делить бизнес на небольшие фирмы, даже если он связан со строительством или лесозаготовками. Но есть и другая сторона «медали»…

Малым предприятиям очень сложно развиваться, становиться средними. И дело не только в инвестиционном или деловом климате конкретной территории, хотя это очень важно. А в чём? В своём небольшом исследовании мы попробовали ответить на эти вопросы.

Инвестиционный климат

Вот уже полгода в Хабаровском крае работают над достижением показателей, определённых в 12 целевых моделях развития бизнеса, разработанных Агентством стратегических инициатив (АСИ). Все эти направления улучшения делового климата очень важны для развития бизнеса. Среди них: сокращение сроков получения разрешения на строительство, решение вопросов, связанных с техническим присоединением, кадастровые процедуры, оформление в собственность земли.

По мнению известного хабаровского предпринимателя, много лет возглавлявшего краевой совет по улучшению бизнес-климата и инвестициям, Сергея Степанова, многие из требований АСИ в той или иной форме совпадают с предложениями предпринимательского сообщества. И если Хабаровский край выполнит все 12 целевых моделей развития бизнеса, жизнь предпринимателей серьёзно облегчится. Повысится прозрачность процедур, установятся единые «правила игры», которые иной раз серьёзно отличаются даже в разных муниципальных образованиях края.

Например, электронные сервисы уже делают жизнь предпринимателей цивилизованной и комфортной.

Собственно, деловой климат уже серьёзно потеплел - регионы соревнуются за место в инвестиционном рейтинге. Сама цифра - 60 тысяч субъектов малого бизнеса для Хабаровского края очень высока. Если учесть, что всё население составляет 1,6 миллиона человек, то плотность предпринимательства выше, чем во многих субъектах России.

Но для того, чтобы малый бизнес трансформировался в средний, считает Сергей Степанов, нужен ещё ряд условий. Главное из которых, как не просто это звучит, - стабильность (экономическая и политическая), уверенность в завтрашнем дне. Только она даёт предпринимателю возможность продумать свой бизнес на несколько лет вперёд, подучиться самому и подучить команду менеджеров. Внимательно посмотреть на рынок, поискать инновационные проекты, которые позволят освоить не только местный, но и зарубежные рынки сбыта.

Семь зол от омбудсмена 

Олег Герасимов, уполномоченный по правам предпринимателей в Хабаровском крае, выделяет семь моментов, которые мешают малому бизнесу не только развиваться, но и просто нормально работать.

Один из них - давление административных органов. Ощущается оно, судя по обращениям предпринимателей, достаточно сильно. Правда, если в 2015 году предприниматели в основном жаловались на правоохранительные органы, то в 2016-м - больше на муниципалитеты и всевозможные инспекции.

- Бизнес по-прежнему «кошмарят», - говорит Олег Герасимов. - Президент сказал, что должны быть надзорные каникулы, снижение плановых проверок. На деле плановые проверки снизились, зато внеплановые возросли в два раза. Некоторые ведомства выявляют нарушения в 100 процентах проверок. Причём претензии почти в половине случаев не обоснованы. 44 процента жалоб предпринимателей в ведомство омбудсмена подтвердились и были оспорены. Права предпринимателя отстояли.

Теперь задача поставлена: до конца 2017 года ведомства должны определиться по рискоориентированному подходу. Какая деятельность относится к опасной. Например, автозаправки, питание детей в детских садах, автотранспорт. В зависимости от степени риска, высчитывается, как часто нужно приходить к предпринимателю с проверкой.

Но главное, для ослабления давления на бизнес контрольных органов, считает хабаровский омбудсмен, надо ликвидировать легендарную «палочную» систему. То есть не ставить оценку труда инспектора в прямую зависимость от количества выявленных им нарушений.

Другая проблема - северные льготы для работников. Для предпринимателей Комсомольска-на-Амуре и далее на север они очень актуальны. Три года Хабаровский край не может решить этот вопрос. 

Серьёзной проблемой остаётся нелегальный бизнес, который создаёт нездоровую конкуренцию легальному. По сути с этим никто не борется. А развитие патентной системы, которое предложено в целевых моделях АСИ, конечно, хороший стимул, но есть люди, которые не озадачиваются официальной регистрацией, даже если патент стоит копейки.

Это в основном те, кто предоставляет услуги на дому (парикмахеры, маникюрши), или ремонтные бригады. Сдача квартир в аренду - тоже сплошь нелегалы, а объявлений на эту услуги тысячи.

Ещё один негативный фактор - низкий уровень доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего бизнеса. Здесь высокие процентные ставки, многочисленные документы, которые надо собрать, чтобы получить кредит. Еще проблема - отсутствие «проектного финансирования». То есть возврат кредита рассчитывается исходя из текущей деятельности предприятия, а не из бизнес-плана.

Знаменитые 6,5 процента от корпорации МСП на деле превращаются в 10 процентов - с учётом комиссии банков-партнёров. И условия предоставления кредитов таковы, что бизнес зачастую отказывается от этого казалось бы выгодного предложения и кредитуется в обычных банках, пусть на процент-другой дороже.

Меры поддержки, которые предпринимаются на региональном уровне, охватывают от 2 до 4 процентов бизнеса. Сложности вызывают обеспечение залога, подготовка документации. Например, микробизнес по закону не составляет баланс. Но банки его требуют. И микропредприниматель вынужден тратиться на эти дополнительные услуги.

В Хабаровском крае работает Фонд поддержки предпринимательства. Но его займы ограничены тремя миллионами рублей, и там самые жёсткие требования в отношении документов. Фонд понять можно: он оказывает поддержку государственными деньгами и, конечно, достаточно трепетно относится к их возврату. Но предпринимателям от этого не легче.

Особая проблема - закон о конкурсах. В Хабаровском крае он вылился в шумную историю, связанную с конкурсом на пассажирские перевозки. А в основе всего - правовая неопределённость норм 220 закона.

А еще есть дефицит квалифицированных кадров. Чем лучше специалист, тем больше вероятность, что он пойдёт не в малый бизнес, потому что рентабельность большинства предприятий минимальна, и зарплата там тоже весьма скромная. Доходит до того, что, например, в Чегдомыне некому обслуживать онлайн-кассы. Нет специалистов. Чуть что - кассу в охапку и в Хабаровск.

Ещё одна проблема - мелкому бизнесу тяжело конкурировать с крупными производителями и торговыми сетями. В 30-тысячном городке Бикине уже закрываются магазинчики, потому что пришёл «Светофор» со своими низкими ценами.

Низкая рентабельность - дальневосточный бич

Самый сложный вопрос, который главным образом и определяет проблему роста дальневосточного бизнеса, - это его низкая доходность. Особенно это касается производственного сектора.

- Дальневосточный бизнес - это высокая стоимость электроэнергии, тепловой энергии, необходимость платить «дальневосточную» зарплату, завозить сырьё с высокими транспортными расходами, отсутствие местного сырья или крайняя его дороговизна (например, в случае с молоком). Всё это делает продукцию дальневосточных предпринимателей дорогой, а следовательно, неконкурентоспособной по сравнению с аналогичным бизнесом в центре России, - говорит директор Дальневосточного НИИ рынка Вадим Заусаев. - Масштабы бизнеса в западных регионах намного выше, чем на Дальнем Востоке. Там, в центре страны, предприниматели работают на весь российский рынок и страны СНГ. Наши предприниматели работают на местный рынок, достаточно узкий (Дальний Восток - это всего шесть миллионов человек). А масштаб - тоже фактор рентабельности.

За последние годы вынуждены были закрыться или продать свой бизнес более крупным иногородним предприятиям сразу несколько небольших производителей колбас и мясных полуфабрикатов Хабаровского края. И только одно хабаровское малое предприятие в этой сфере - «Мерилен» - сумело вырасти до уровня среднего. Ценой невероятных усилий, компания заняла сначала хорошие позиции на рынке полуфабрикатов, затем диверсифицировала бизнес, занявшись выпуском питьевой воды. Затем выкупила пару небольших предприятий, производящих колбасы и иную мясную продукцию, наладила производство пива. Но сегодня и этой компании сложно конкурировать с более крупными производителями из центральной части страны и Приморья. Поскольку работает она на покупном мясном сырье, в том числе импортном. В то время как конкуренты имеют либо собственную сырьевую базу (свинофермы и иные хозяйства в более благоприятных территориях), либо квоты на поставку импортного мяса. На создание собственной сырьевой базы средств хабаровского среднего предприятия не достаточно, обслуживать колоссальные кредиты на те же цели - дело слишком рисковое, да в общем-то и непосильное.

Чтобы помочь местным производителям, главным образом пищевой продукции, правительство края организовало акцию по брендированию местной продукции. Витрины магазинов пестрят краевым знаком качества - «Наш выбор - 27». Патриотичные хабаровчане, конечно, покупают продукцию с этим брендом. Но заработная плата зачастую заставляет людей отдавать предпочтение продукции с более низкими ценами из других регионов.
Единственным выходом из положения некоторые предприятия видят в закрытии старых производств и открытии новых в территориях опережающего развития. По такому пути, например, решили пойти мясопереработчики из Комсомольска-на-Амуре, подав заявку на регистрацию в ТОСЭР «Комсомольск». Но результат этой попытки можно будет оценить лишь через два-три года.

Что касается «непищевой» продукции, то наиболее жизнеспособной остаётся та, что связана с дальневосточным сырьем - лесом, рыбой, полезными ископаемыми. Но это уже далеко не малый бизнес. Предпринимателей, попытавшихся производить в Хабаровском крае электронику и бытовую технику (телевизоры, панели, видеомагнитофоны под местной маркой, стиральные машины и кондиционеры), постигла неудача. Они проиграли конкуренцию своим более крупным, маневренным и бюджетным аналогам из Республики Корея и западных регионов России.

Формула успеха для единиц

Несколько лет назад ведущие экономисты России «вывели» формулу успешного бизнеса на Дальнем Востоке. Это должно быть экспортоориентированное производство либо компания, включённая в мировую экономическую цепочку производства. До сих пор с включением в цепочку ничего не получилось. А единственным успешным экспортоориентированным предприятием стал завод компании «Технониколь», производящий базальтовые теплоизоляционные материалы, пользующиеся спросом в Китае. Этот большой завод построен в зоне ТОСЭР «Хабаровск». Но к малому бизнесу предприятие, входящее в состав крупного российского холдинга, конечно, отношения не имеет. 

Учёные, скажем, из Хабаровского НИИ экономических исследований, считают, что успешным на Дальнем Востоке может стать «умный» инновационный бизнес. Но пока он получается у единиц. Например, у хабаровских ай-тишных компаний «Редком» или «Ланит-партнёр», занявших устойчивую нишу на рынке. Из всех инновационных проектов, попавших из Хабаровского края в Сколково, только «Дальневосточная торфяная компания» имеет местную прописку - ввиду местного сырья, являющегося основой бизнеса. А вот инновационное предприятие «Континент-тау» свой «прорывной» проект - треккер, связанный с дополненной реальностью, дорабатывает в Сколково. И пока не решило,  стоит ли налаживать производство гаджета дополненной реальности в Хабаровске. Выгоднее сделать это ближе к Москве…

Конечно, для малого и среднего бизнеса есть традиционные ниши - торговля, сфера услуг, кафе и рестораны, дорожное и жилищное строительство, пассажирские и грузовые перевозки, медицинские услуги и образование, фитнес-клубы и индустрия развлечений, частный охранный бизнес. То, что ближе всего к потребителю, что сложнее заменить иногородним и зарубежным бизнесом. Но и в эти сферы уже начали проникать крупные российские и даже зарубежные компании. Скажем, вовсю набирает обороты израильская «Медикал он групп», планируется строительство гостиницы «Хилтон», открылся крупнейший магазин компании «Ларуа мерлен».

Для малого дальневосточного бизнеса, который стремится к развитию, готов инвестировать, осваивать новые виды продукции, по сути, остаётся один выход - получить преференции, которые государство даёт для опережающего развития. Например, режим «свободного порта» или ТОСЭР. В некоторых случаях это уже работает. На днях правительство России пошло навстречу предпринимателям-рыбопереработчикам из Николаевска-на-Амуре - создана ТОР «Николаевск». Ранее режим ТОР «Комсомольск» был распространён на развитие рекреационного бизнеса «Холдоми» в Солнечном районе Хабаровского края.

На днях президент России подписал указ о поддержке отечественных производителей, и на местах в свою очередь стараются их поддержать…  Но, к сожалению, этого пока мало. Бизнесу, не только малому, сегодня не до роста - пока он элементарно старается выжить. И ждет, что сегодняшние усилия по его развитию перерастут в конкретную полноценную систему поддержки. А мы увидим ещё массу продуктов с гордой надписью «Наш выбор - 27».

Раиса ПАЛЕЙ.