С 1 января 2025 года вступили в силу положения статьи 140.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Нововведения касаются рассмотрения жалоб налогоплательщиков в упрощенном порядке – «легкая жалоба».
Жалоба в упрощенном порядке рассматривается при соблюдении следующих условий:
- «Легкую жалобу» можно подать только в электронной форме через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» в разделе «Прочие ситуации – Жалоба на акты, действия (бездействия) должностных лиц», а также по ТКС - по строго утвержденной форме (КНД 1110121) в соответствии с порядком представления жалоб в электронной форме, утвержденным Приказом ФНС России от 02.09.2024 № 693@;
- Заявитель должен указать в самой жалобе на упрощенный порядок ее рассмотрения. То есть должно быть волеизъявление налогоплательщика на подачу «легкой жалобы» с проставлением соответствующей «галочки» в заявлении;
- «Легкая жалоба» должна содержать реквизиты документа, который обжалуется заявителем. В личных кабинетах обеспечивается обязательное отражение всех документов, которые могут быть обжалованы в упрощенном виде;
- «Легкую жалобу» нельзя подать на решения о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности по результатам выездных, камеральных проверок, а также иных мероприятий налогового контроля, а также в связи с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Если вышеуказанные условия не будут выполнены, то жалоба не подлежит рассмотрению по упрощенной форме и будет рассмотрена в общем порядке.
В упрощенном порядке рассмотрение жалоб возможно по следующим темам:
- камеральный и выездной контроль, контрольно-аналитическая деятельность (требование о представление документов и пояснений, вызов на допрос);
- вопросы регистрации и учета плательщиков, работы с налогоплательщиками (действие (бездействие) по постановке (снятию) с учета физических лиц в качестве плательщика торгового сбора, отказ в принятии декларации, налоговое уведомление);
- урегулирование задолженности (несогласие с сальдо ЕНС, требование об уплате задолженности, сообщение об отказе в возврате (зачете) сумм налогов и сборов, уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей, решение о взыскании задолженности);
- иные направления (приостановление операций по счетам в банках, отказ уполномоченного органа в предоставлении отсрочки или рассрочки, неисполнение решения суда).
Если налогоплательщик выполнил все требования и подал «легкую жалобу», то:
- в отличие от обычной жалобы «легкая жалоба» рассматривается не вышестоящим налоговым органом, а тем же налоговым органом, чьи решения, действия, бездействия обжалуются;
- срок рассмотрения сокращается до семи рабочих дней со дня получения. Для сравнения сроки рассмотрения обычных жалоб: это один месяц, если жалоба на решение по результатам налоговой проверки и 15 рабочих дней, если жалоба на иные решения, действия, бездействие;
- налоговый орган должен удовлетворить жалобу полностью или частично либо перенаправить ее в вышестоящий налоговый орган для рассмотрения в обычном порядке.
Таким образом, упрощенный порядок рассмотрения жалоб позволяет оперативно решать налогоплательщику простые вопросы с налоговым органом с минимальными процедурными издержками. Актуальная информация о порядке рассмотрения жалобы, ходе и результатах ее рассмотрения размещена в личных кабинетах налогоплательщиков, а также в электронных сервисах ФНС России «Узнать о жалобе» service.nalog.ru/complaints.do, «Решение по жалобам» https://www.nalog.gov.ru/rn91/service/complaint_decision/ .

Наши партнёры

Оставьте обращение удобным вам способом!
Написать уполномоченному
Написать уполномоченному
Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, я даю согласие на обработку персональных данных
×
×
×