В аппарат бизнес-омбудсмена обратился представитель ООО «Медмаг-Т» с жалобой на действие ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Министерства здравоохранения РФ (г. Хабаровск). Медучреждение требовало у организации выплату неустойки и штрафа по заключенному в апреле 2023 года контракту.
Действия заказчика были обжалованы в Арбитражном суде Хабаровского края. Рассмотрев материалы дела, специалисты аппарата уполномоченного выступили в суде в качестве третьего лица на стороне заявителя.
Изучив представленные документы, суд установил, что исполнить контракт должным образом не представлялось возможным из-за введенных в мае 2023 года Соединенными Штатами санкций и дополнительного экспортного контроля в отношении медицинского оборудования и медицинских изделий, поставляемых на территории Российской Федерации и Республики Беларусь.
Так как данные обстоятельства не зависели от воли и действий поставщика и его контрагентов, они признаны судом обстоятельствами непреодолимой силы, которые не позволили заявителю исполнить свои обязательства.
Исходя из норм действующего гражданского законодательства, законодательства о контрактной системе Российской Федерации и положений Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 № 783 списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случаях и в порядке, которые определены Правительством, по смыслу действующего законодательства является антикризисной мерой.
Принимая указанные нормы права, суд признал требование муниципального заказчика об уплате неустойки и штрафа по контракту – незаконным.