С 1 июля 2021 года досудебный порядок обжалования стал обязательным для отдельных видов контроля, определенных Правительством Российской Федерации, а с 2023 года - распространится на все виды контроля.
Это значит, что если в рамках проверки или другого контрольного мероприятия возникла спорная ситуация, с которой вы не согласны, прежде чем обратиться в суд, необходимо обжаловать решение в вышестоящем контрольном органе.
Подать жалобу могут организации, индивидуальные предприниматели, в отношении которых провели контрольные мероприятия и вынесли юридически значимое решение.
В досудебном порядке обжалуются: решения по результатам проверки; предписания об устранении выявленных нарушений; предписания о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда; приказ (распоряжение) о назначении плановой (внеплановой) проверки; действия (бездействия) должностного лица в рамках проверки.
С момента запуска механизма в июле 2021 года в досудебном порядке рассмотрено 5 тыс. жалоб на решения контрольных органов. Из них 3,9 тыс. пришлось на 2022 год, что составило почти 80% от общего количества. Каждое четвёртое обжалование принято в пользу бизнеса.
Фактический срок рассмотрения жалоб постоянно снижается: в среднем с 13 дней в 2021 году он сократился до 10 дней в 2022 году. В декабре прошлого года срок рассмотрения и вовсе уменьшился до шести дней, что ровно в два раза ниже, чем было зафиксировано в аналогичный период 2021 года. При этом нормативный срок рассмотрения обжалований составляет 20 дней.
Оспорить решения контрольных органов представители бизнеса могут в электронном виде, подав заявление через специальный сервис на портале госуслуг. Инструмент позволяет сокращать как финансовые, так и временные издержки предпринимателей, поскольку обжалование решения в судах занимает несколько месяцев. Онлайн-сервис также позволяет отслеживать ход рассмотрения жалобы в режиме реального времени и гарантирует прозрачность процесса. Претензия рассматривается руководителем соответствующего контрольного органа или вышестоящей инстанцией, что исключает участие в процедуре должностного лица, на которое подана жалоба.
Сервис обратной связи с бизнесом был также запущен и на портале Корпорации «МСП», где тоже есть возможность подать жалобу на проверку. Можно напрямую написать в Минэкономразвития РФ по адресу: proverki.net@economy.gov.ru.