20 октября 2015 года Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае Олег Герасимов принял участие в заседании межведомственной рабочей группы по изучению состояния соблюдения прав и свобод человека в сфере уголовного судопроизводства на досудебной стадии, созданной, приказом руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Хабаровскому краю Петра Решетникова и Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае Юрия Березуцкого.
На заседании обсуждались предложения Следственного управления, направленные на обеспечение безопасности на дорогах и предотвращение дорожно-транспортных происшествий с пассажирским транспортом.
Данный вопрос был вынесен на обсуждение по факту резонансному ДТП на трассе Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре 5 августа 2015 года. Следственное управление пришло к выводу, что контроль за оказанием транспортных услуг осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Однако, на сегодняшний день законодательство не содержит нормы, необходимые для предотвращения нарушений, повлекших ДТП такого масштаба.
Так, в соответствие с действующим законодательством, лицензия действует бессрочно. По мнению Следственного управления, следует ввести ограничение на срок действия лицензии, это будет дисциплинировать перевозчика от совершения грубых нарушений и способствовать профилактике нарушений.
По мнению докладчика, осуществление плановых проверок контролирующими органами также не приносит желаемый результат из-за сроков и порядка их проведения, что позволяет предпринимателям длительное время не опасаться профилактических действий со стороны контролирующих и надзорных органов. Поскольку о проведении плановой и внеплановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются заблаговременно, у них возникает возможность подготовиться к проверке, либо препятствовать ее проведению.
Следующее упущение, на взгляд докладчика, связано с упразднением лицензионных карточек транспортных средств, которое позволяет транспортной компании подать документы на лицензию с указанием одного транспортного средства, которое и будет подлежать проверке. А фактически - использовать несколько транспортных средств по одной лицензии, что приводит к эксплуатации автобусов с поддельными номерами, не оборудованными системой объективного контроля за движением, и другим нарушениям.
Еще одной проблемой является отсутствие требований к лицензированию перевозок по заказам. Указанное обстоятельство позволяет заключать договоры с предприятиями или группой лиц и осуществлять перевозку пассажиров. Примеров этому множество.
По итогам обсуждения, рабочей группой выработаны предложения, в частности, выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в Федеральное законодательство в части ограничения срока действия лицензии на срок от 3 до 5 лет; о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, регулирующего выдачу лицензионных карточек на каждое транспортное средство; в части проведения плановых проверок два и более раза в три года в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере оказания транспортных услуг.
Предложено также ввести обязательное лицензирование всех видов пассажирских перевозок, включая и перевозки по заявкам; рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов края создать комиссии, основной задачей которых будет проведение мероприятий по предупреждению ДТП и повышению транспортной дисциплины. Комиссиям предлагается осуществлять: контроль за соблюдением водителями предприятия правил безопасности движения; за соблюдением режима труда и отдыха водителей; за своевременным и правильным проведением инструктажа по безопасности движения и повышением квалификации водителей; за техническим состоянием и внешним видом пассажирского автотранспорта; за состоянием дорог на постоянных маршрутах работы пассажирского транспорта; за проведением пред рейсового технического и медицинского осмотра только работниками государственных и муниципальных учреждений, а не подчиненными того же руководителя транспортной компании и др. По результатам проверок от комиссий ожидают предложений о мерах по устранению выявленных недостатков и мерах дисциплинарного воздействия.
Следственное управление обратилось к бизнес-омбудсмену Олегу Герасимову с просьбой дополнительно проанализировать предложения, выработанные на заседании рабочей группы, высказать свою позицию.
Изучив материалы, разработанные Следственным управлением, Олег Герасимов поделился мнением: «Проблема обеспечения безопасности дорожного движения, безусловно, является одной из важнейших. Тем не менее, предложения базируются на возврате к прежним методам управления: ограничение срока лицензии, возврат к лицензионным карточкам, увеличение числа проверок и т.д. Правительство и Президент ведут нас к либерализму и доверительному отношению к бизнесу. Необходимо более активно использовать определенную законом систему ГЛОНАСС. А контроль направить, в первую очередь, на нелегальных предпринимателей».